Собачий паспорт удобного размера

ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА КАДРОМ

О том, как снимают животных в кино, мы уже писали не раз. И все равно, увидев в фильме очередную сцену с участием хвостато-пернатых звезд, невольно ловишь себя на мысли: «И как это у них получается?» Вот мы и решили рассказать, как. На примере последних фильмов и сериалов. Рассказы эти, что называется, из первых рук. И несмотря на то, что съемочный процесс – штука тяжелая, забавных моментов бывает много...

«АДЪЮТАНТЫ ЛЮБВИ»
Французские манеры левретки Жозефины
В этом сериале для невесты Наполеона – Жозефины нужна была левретка. Левретку по кличке Делайла довольно быстро нашли в картотеке студии «Мосфильм-КИНОлогия». Правда, сначала кто-то предложил собачку породы уиппет. Кандидатуру пришлось отвергнуть: несмотря на внешнюю схожесть с левреткой, уиппет сантиметров на 10-15 выше ее, к тому же эта порода была выведена в более позднее время.

По сценарию собачка, в основном, должна была сидеть на руках у Жозефины. Но предстояла и более сложная сцена.

Наполеон, желая поцеловать невесту, подводит ее к дивану, на котором уже устроилась левретка. Усадив девушку, Наполеон оборачивается к собаке, берет из вазы цветок, кидает его и слегка подталкивает собаку, чтобы она ушла. Но недаром левретка считалась придворной собачкой! Делайла имела богатую родословную, длинную сложную фамилию по паспорту и, похоже, даже знала некоторые французские манеры. Она была возмущена столь фамильярным обращением – скинуть с дивана, как какую-нибудь дворняжку! И каждый следующий дубль, как только актеры подходили к дивану, Делайла вставала и гордо удалялась сама. В итоге для того, чтобы сцена получилась, пришлось ее немного изменить: актеров снимали крупным планом, а из-за кадра хозяйка левретки подавала ее Наполеону.

ДОБРЫЕ ЗЛОБНЫЕ ПСЫ
Россия. XIX век. Русская усадьба.

По сюжету один из слуг пытается убежать со двора. Тут из-за угла выскакивает злобный лохматый пес и с грозным лаем бросается вслед. Для съемок была необходима крупная собака, похожая на дворнягу. «Кавказцы» отпали сразу же по причине их неадекватного отношения к убегающему актеру и большого количества посторонних людей на съемочной площадке. Настоящие современные дворняги не годились по причине малорослости. В итоге доставили на площадку лохматых красавцев элитной породы леонбергер. Издалека они выглядели, как большие дворняги, тем более, что перед съемками их хорошенько вываляли в опавшей листве.

Режиссеру пес понравился. Было лишь одно «но»: огромные леонбергеры — собаки-компаньоны, практически не способные к агрессии. Пес никак не мог понять, зачем нужно лаять на хороших людей, с которыми так мило общается его хозяйка. А хозяйка и постановщики обсуждали, как лучше сделать из доброй собаки злую. И как раз в этот момент мимо пробегал реквизитор с какими-то палками. Пес решил, что вот у этого человека уж точно нехорошие намерения, и с грозным рыком рванул за злодеем, да так, что хозяйка с трудом удержалась на ногах! К счастью, она для подстраховки взяла еще одну собаку. Тогда решили сыграть на количестве: в кадре за беглецом бежали две собаки, и их мощные прыжки выглядели весьма внушительно!

Сельская идиллия

Российская деревушка. Ветхие избы. Крестьянский люд неторопливо идет по своим делам. Свинопас погоняет свиней. Девочка пасет гусей... Чтобы все это красиво получилось на экране, съемочной группе и сотрудникам «Мосфильм-КИНОлогии» пришлось нелегко. Так, две огромные свиньи весом почти в полтора центнера ужасно разволновались, увидев, что их привезли не на родную ферму, а в незнакомое место с толпой народа. «Может, это мясокомбинат? Тогда бегом отсюда!» — наверное, мелькнуло у них в головах, и свинки ломанулись в разные стороны... В поимке «актрис» были задействованы все, кто находился на съемочной площадке. Сначала организовали живой коридор, чтобы хрюшки дошли до места съемки. Затем загримировали хозяина, и он тоже стал персонажем сериала. Чтобы свинки не отклонялись от заданной траектории, хозяин нес поросенка.
Для подстраховки были выделены и загримированы под крестьян два солидных актера массовки. А еще часть съемочной группы придерживала заборы, расставленные вдоль свинячьего маршрута.

Не легче было и с гусями. Актриса, правда, замечательно справлялась с ролью, лихо орудуя хворостиной. Гуси не боялись народа и шли прямо на камеру, что и требовалось. Но после очередного дубля они вдруг решили сделать перерыв и рванули через клумбу в непролазные кусты! Пришлось дружному коллективу студии и части съемочной группы лезть в эти заросли и буквально выковыривать оттуда упрямых, но далеко не глупых гусынь.

Кстати, гусынь брали на частной подмосковной ферме, оставив гусака дожидаться их возвращения. И когда гусынь привезли обратно, рассерженный гусак, несмотря на кинозвездный статус своих жен, задал им трепку, долго кричал, а потом накинулся на сотрудников «Мосфильм-КИНОлогии», похитивших его гарем!

«ЧЕТЫРЕ ТАКСИСТА И СОБАКА – 2»
Маленькое свинство


В сериале «Четыре таксиста и собака-2» есть такой эпизод: артистка цирка выходит после работы на улицу, держа на поводке своего питомца — маленького поросенка — и пытается поймать машину. Мимо пролетают иномарки, некоторые при виде стройной красотки в мини-юбке даже притормаживают. Но, увидев ее необычного спутника, тут же прибавляют газу! И лишь один добрый таксист (актер Анатолий Горячев) соглашается подвезти.
Взятый с фермы поросенок брыкался, пытался кусаться, отчаянно визжал, в общем, вел себя по-свински и не давал нормально вести съемки. Тогда и решили обратиться к специалистам.

В картотеке «Мосфильм-КИНОлогии» числилось немало поросят, и кастинг обещал быть суровым. Но время поджимало, и подготовить «артиста» за такие сроки оказалось просто невозможно. Решили взять мини-пига (карликовую свинью). Но и тут пришлось повозиться — бывает, что даже выставочные свинки ведут себя не вполне адекватно. Нашли-таки очаровательную самку мини-пига по кличке Шанди, способную выполнить все требования режиссера. И что же оказалось? Свинка была на сносях и не сегодня-завтра собиралась осчастливить хозяев многочисленным потомством!

Решили рискнуть. Опешивший поначалу режиссер спустя некоторое время нашел в беременности «актрисы» определенный шарм. Не рада этому была только настоящая актриса — ведь необходимо было на руках затаскивать в машину тушку весом почти 15 кг! Пришлось немного изменить сценарий и к сцене посадки подключить «таксиста».

А свинка послушно исполнила отведенную ей роль, тем более, что за каждое правильно выполненное движение получала печенье, фрукты и даже ароматный собачий корм!

...Через несколько дней хозяйка Шанди позвонила в студию и радостно сообщила, что стресс съемок не сказался на здоровье «звезды», и она благополучно родила пятерых малышей!
«ЕВЛАМПИЯ РОМАНОВА – 3»
Тонкая натура


Одной из самых ярких сцен фильма с участием животных была, пожалуй, сцена нападения на квартиру Романовых «лицами в масках», роли которых, кстати, с успехом исполнили второй режиссер и художник-постановщик.

Согласно сюжету Евлампия просыпается, потому что слышит в квартире чьи-то шаги. Она испуганно вскакивает, причем, так резко, что мирно спящие на ней мопсы по задумке режиссера разлетаются в разные стороны. Актриса Алла Клюка, исполняющая роль Евлампии, сделала все блестяще — мопсы, действительно, разлетелись по сторонам, что называется, со свистом. Режиссеру очень понравилось! А вот мопсам — нет. Особенно сильно таким беспардонным обращением была возмущена мопсиха Лампа. Она жутко обиделась, отказалась что-либо делать, и актриса Алла Клюка долго извинялась перед собакой.

«СОЛДАТЫ – 5»
Особенности натурной съемки


На съемках пятого сезона популярного телесериала студия работала с овцой и собаками.

Рогатая звезда по кличке Пухля снялась практически без проблем, несмотря на то, что по сюжету ей пришлось «прятаться» на кухне, выходить на плац в разгар построения и даже быть перекинутой через забор военной части!
Со съемкой собак пришлось повозиться. Проблема была не в четвероногих актерах — ротвейлеры, обладатели множества собачьих наград и участники каскадерского фестиваля «Прометей» — прекрасно исполняли роли охранников фермы, с которой по сюжету пропадали коровы. Проблемы пришли с неожиданной стороны. Например, по сценарию вор должен был прикармливать собак конфетами. Понятно, что одним дублем тут не отделаешься. А то, что конфеты для собак крайне нежелательны, знает каждый собачник. Что делать?
Безвыходных положений не бывает, и вот бедные реквизиторы уже сидят и методично разворачивают настоящие конфеты, чтобы затем в обертки завернуть нарезанные точь-в-точь в соответствии с размерами конфет... кусочки сосисок! И все было бы хорошо, но...

Говорят, что кино нельзя снять вовремя. Это действительно так. Дубли, репетиции, с собаками и без... А снимали на настоящей животноводческой ферме. И пока пытались закончить съемку, с пастбища вернулось на дойку стадо — ни много, ни мало, 220 коров! Съемка задерживалась, дойка, соответственно, тоже. На улице жара. И тогда очумевшие от жары недоенные коровы начали в массовом порядке практически рядом со съемочной площадкой справлять свои естественные надобности...

Оказалось, при желании даже кино можно снять довольно быстро!

Вера Корякина
Фото предоставлены студией «Мосфильм-КИНОлогия»